Словарь в айкидо

А

Абара – ребро.

Аго – челюсть.

Агура (Сидзэн-андза) – позиция сидя, скрестив ноги (поза портного), принимают для внутренней концентрации.

Ай – -гармония, объединение, унификация.

-любовь (в ином написании). Дух любви – это дух гармонии, всеобъемлющая любовь, сочувствие всему сущему в мире.

Айки – сочетание универсальной духовной силы.

Айки-отоcи – техника Айкидо основанная на опрокидывание партнёра путём выведения его из равновесия “выдёргиванием” ног в сторону потери равновесия.

Айки-дзиндзя – храм Айки. В этом храме, расположеном в Ивама, префектура Исараги, обитает дух Основателя.

Айкидо – путь духовной гармонии. С практической точки зрения, айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств и является законченной действенной системой приёмов самозащиты, как против безоружных, так и против вооружённых нападающих.

АйкидокаТот, кто занимается Айкидо

Айкикай – Айки-ассоциация. Термин, который используется для обозначения организации, созданной О-сенсеем для распространения Айкидо.

Ай-нукэ – взаимное сохранение.

Ай ути – взаимное уничтожение.

Ай-ханми – Стойка соответствия. Положение партнеров, при котором у обоих вперед выдвинуты одноименные ноги.

Ай-ханми-кататэ-дори – одноимённый захват запястья.

Аматэрасу – Богиня Солнца.

Аригато – спасибо.

Аси (аши) – нога, ступня.

Атама – голова.

Атагани-рэй – поклон друг другу.

Атэми – Удар. Применяется для нейтрализации Ки противника, т.е. для выведения его из равновесия.

Атэми-вадза – раздел Айкидо изучающий технику удара.

Аюми-аси – Передвижение вперёд. Полный шаг.

Б

Боккэн – деревянный меч.

Бу – Воинственный пыл, боевой дух.

Будо – путь бу, путь воина, дисциплины, обучающие боевому искусству и направляющие умственное и духовное развитие.

Будока – человек, следующий путем воина.

Буси – самурай, воин.

Бусидо – “Кодекс чести самураев”.

В

Ва – личная, собственная, глобальная гармония. Мир.

Вадза – дело, работа, техника, приём, способ.

Ваки-дзаси – малый меч, который обычно носили на боку, затыкая за пояс. Как правило использовался для сэппуку.

Г

Гаэси – поменять направление.

Гёкудза – “царское” место в додзё.

Ги – одежда.

Гокё-осаэ – пятый приём удержания противника.

Гэдан – нижняя часть (плоскость) тела.

Гэдан-но-камаэ – позиция, при которой меч (или рука) находится на нижнем уровне.

Гэри-вадза – техника ударов ногами.

Гяку – разноимённый.

Гяку-котэ-гаэси – обратный котэ-гаэси.

Гяку-ханми – разноимённая стойка относительно позиции партнёра.

Гяку-ханми-кататэ-дори – разноимённый захват запястья.

Д

Дайто-рю – “Школа Великого Востора”. Традиционная система Айки-дзюцу и дзю-дзюцу.

Даймё – владетельный феодал в средневековой Японии.

Дан – ступень мастерства; уровень, степень.

Дзансин – “непрерывная концентрация духа, проступающееся сознание”. Каждый связан с партнёром, даже после броска, непрерывным потоком ки; одновременно готовый отразить атаку со всех сторон.

Дза-рэй – приветствие в позиции сидя на коленях.

Дза-сики – этикет, который соблюдают в позиции сидя.

Дзё (джо) – короткая деревянная палка высотой 128 см (или индивидуально – как правило до подмышечной впадины или подбородка).

Дзёдан – верхняя часть (плоскость) тела.

Дзёдан-но-камаэ – позиция, при которой меч (рука) находится в верхем уровне.

Дзё-дори – отбирание дзё, т.е. приемы обезоруживания противника; захват дзё атакующего партнёра для проведения броска или контроля.

Дзё-доса – упражнения с дзё.

Дзё-кихон-субури – базовые движения с дзё.

Дзё-но-ката – различные ката с дзё.

Дзё-сэки – левая сторона от камидза. Стена, у которой сидят ученики более высокого уровня или ассистенты инструктора..

Дзин – человек, персона, человеческое существо.

Дзин-но-кокю – Дыхание человека. Третья стадия дыхательной медитации.

Дзори – соломенные сандалии.

Дзю-вадза – техника свободной работы с партнёром. Подразумевается защита от определённого вида атаки.

Дзюдзи – крест, скрещивание.

Дзюдзи-гарами – “сплетение рук в виде креста”. Одна из техник нагэ-катамэ-вадза.

Дзюдзи-нагэ – бросковый вариант дзюдзи-гарами.

Дзюсин – баланс, центр тяжести.

Дзюсин-камаэ – позиция нагэ после завершения приёма. (нагэ должен сохранять равновесие и полное представление об окружающей обстановке).

Дзюцу – умение, искусство, техника.

До – Путь. В Японии – любое искусство, которое практикуется для развития духовного и технического мастерства. Рассматривают как “До” – путь к гармонии тела и духа. Например: Айкидо; Кэндо; Сёдо (искусство каллиграфии).

Додзо (хай-додзо; хадзимэ) – команда: начать.

Додзё – “место встречи с истиной; место где постигается Путь”. Название, применяемое к буддийским храмам и любому тренировочному залу, где практикуют Путь. Зал для занятий.

Додзё-ни-рэй – приветствие залу воинских искусств. Как правило, выражается в виде поклона при входе в зал.

Доги – традиционная одежда для тренировки.

Доги-дори – захват за одежду.

Домо – спасибо.

Домо-аригато-годзаймасита – Большое спасибо. Сердечно благодарю. Эта фраза обычно произносится в конце тренировки и выражает благодарность инструктору за проведённую тренировку.

Дори (тори) – взять, уловить, захватить.

Доса (ундо) – упражнение.

Досю (Дошу; Досу) – “Мастер Пути”. Следуя традиционным Японским обычаям, положение Досю передаётся по наследству. Настоящий Досю -Уэсиба Моритэру, внук Основателя Айкидо.

Дохай – начинающий ученик, который ещё только ступил на Путь.

Дэси – ученик, учящийся, обучающийся.

Ё

Ёко – сторона, бок, сбоку, в бок, в сторону.

Ёко-гэри – боковой удар ногой.

Ёко-укэми – падение, страховка на бок.

Ёкомэн-учи – боковой рубящий удар (удар в висок).

Ёнкё-осаэ – 4-й контроль удержания.

И

Иай-до – одно из направлений Кэн-дзюцу. Мгновенное выхватывание меча и атака.

Иккё-осаэ – 1-й приём удержания.

Ирими – прямой вход (как правило в атаку).

Ирими-хо – вводное упражнение для внутренней подготовки к действию.

Ирими-нагэ – бросок прямым вхождением.

Ирими-тэнкан – “вход + поворот”. Одно из базовых движений тела в Айкидо.

К

Кай – организация, федерация, общество, ассоциация и т.п.

Кайдэн – “Всё отдал” – полное посвящение в тайны искусства.

Кайтэн – колесо, круг, вращение, оборот.

Кайтэн-нагэ – бросок вращением.

Камаэ – стойка, позиция.

Камидза – “верхнее место; почётное место”. Место в додзё, которое посещают ками.

Канн – клуб, стиль.

Ката – “фиксированная форма, формальное задание”. Определённая последовательность в выполнении формы упражнений. Используется в воинских искусствах как метод изучения.

Ката (другое написание) – плечо.

Ката-дори – захват за плечо.

Ката-дори-мэн-ути – захват за плечо с одновременным ударом второй рукой.

Кататэ – запястье; одна рука.

Кататэ-дори – захват за запястье руки.

Ки – “сущность, энергия, дух, воздух, чувство, ум”. Жизненная энергия или сила, которая держит сознание вместе. Ки в полной мере может

Киай – “полнота Ки”. На физическом плане, киай проявляется как пронзительный крик, порождённый из глубины существа (хара); на духовном плане – это проявление, как постоянное истечение жизненной энергии. Киай О-Сэнсэя был слышен на полмили вокруг.

Кидза – положение на коленях,когда ступни стоят на пальцах.

Кимэ – сосредоточение, концентрация. Сгибание сустава в направлении естественного движения. Также означает физическую и духовную концентрацию для решающих действий.

Ки-но-нагарэ – поток ки; энергия, подобная ручью. Одна из стадий обучения и использования техник в Айкидо.

Кири-отоcи – Опрокидывающее срубание вниз. Название одной из бросковых техник Айкидо.

Кихон – корни Ки. База, фундамент, основа.

Кихон-вадза – базовая техника, основы.

Кихон-ги – базовые, фундаментальные знания.

Кихон-дзюмби-доса – базовые подготовительные упражнения; разминка, включающая базовые элементы техники Айкидо.

Кобудо – традиционные воинские искусства.

Кобукан – “Зал божественных воинов” – название первого додзё О-Сэнсэя в Токио.

Кокю – “Вдох-выдох, дыхание”. Жизненное дыхание, порождённое Космосом. Технически, кокю относится к правильному регулированию дыхания и ровному, бесперебойному потоку внутренней силы.

Кокю-нагэ – бросковая техника с использованием кокю или способ ведения (сопровождения) действий атакующего с помощью ки.

Кокю-рёку – сила дыхания. Практика всех приёмов Айкидо культивирует (развивает) кокю-рёку.

Кокю-хо – специальная группа медитативных и развивающих техник, целью которых является успокоение духа и установление истинного кокю.

Кокю-хо-тэнкан (тай-но-хэнка) – исполнение дыхательных упражнений с движениями тэнкан.

Кондзё – сила воли, характера, духа, выдержки, терпения.

Коннитива – Здравствуйте!

Коса-дори (ай-ханми-кататэ-дори) – одноимённый захват запястья (из положения ай-ханми).

Коси – бедро, поясница.

Коси-нагэ – бросок через бедро.

Котай (кури-кай) – поменяться местами, инициативой.

Котэ – запястье.

Котэ-гаэси – бросок Айкидо, осуществляемый за счёт сгибания запястья.

Кохай – младший ученик.

Куби – горло, горловина.

Куби-симэ – мертвая хватка, удушение.

Кудзуси – выведение противника из равновесия.

Куми-тати – парные упражнения.

Кэйкоги – тренировочная одежда в Айкидо (куртка, брюки).

Кэн – меч, а также кулак.

Кю – ученик в Айкидо, начальная степень мастерства (разряд).

М

Ма-ай – Боевая дистанция. Надлежащий интервал между партнерами; изменяется в зависимости от роста занимающихся и от того, чем они вооружены.

Маттэ – Ждите!

Маэ – лицевой, передний, вперед, впереди.

Маэ-укэми – кувырок вперёд, а также все виды падений вперёд на руки.

Миги – правый.

Миги-ханми – правосторонняя стойка.

Мисоги – очищение.

Моротэ дори – удержание одной руки двумя руками.

Мунэ – грудь.

Мунэ-дори – захват за отворот куртки в области груди.

Мунэ-цуки – удар или толчок в грудь.

Муна-мото-дори – захват двумя руками за верхний отворот куртки в области груди.

Мусуби – гармоническое единство, единство с Вселенной. Вид медитации, применяется в Айкидо в начале и конце тренировки.

Мэн-учи – рубящий удар в лицо, один из базовых ударов в Айкидо. Исполняется с передней руки с подшагом.

Н

Нагарэ – поток, течение, школа, направление. Непрерывный поток Ки во время исполнения техники.

Нагэ (тори) – бросок. Также тот, кто истолняет технику на укэ.

Нагэ-ваза – техника бросков.

Никё-осаэ – 2-й контроль. Удержание скручиванием запястья.

О

Оби – пояс.

Омотэ – лицевой. Техника исполнения приёмов на вхождение.

Онэгай-симас – Будьте любезны; Прошу Вас; Пожалуйста, будьте моим партнёром. Традиционное приветствие в начале тренировке означающее: “пожалуйста давайте начнём заниматься”.

Орэнайтэ – несгибаемая рука. Одно из названий упражнения, формирующего тэ-гатана.

Осаэ-вадза – техника болевых удержаний.

О-Сэнсэй – Большой Учитель, то есть Морихэй Уэсиба – основатель Айкидо.

Отоси – падение, понижение, бросание, подножка.

Р

Райхинсэки – место в додзё для посетителей, гостей.

Рандори – вольная схватка. Спонтанное реагирование на безостановочные атаки партнёров. Один из разделов Будо.

Рё-тэ-дори – захват двух рук партнёра спереди.

Рё-мунэ-дори – захват за отвороты кимоно двумя руками.

Рё-ката-дори – захват за оба плеча или лацкана.

Рё-содэ-дори – захват за два рукава.

Рё-хиджи-дори – захват за два локтя.

Рицу-рэй – приветствие стоя.

Рокё (хидзи-кимэ-осаэ; хидзи-дзимэ) – удержание фиксированным воздействием на локоть.

Рэй – Поклон, приветствие, вежливость. Используется как команда (возглас наставника), сигнал для приветствия.

Рэйсики – ритуал, церемониал.

Рэнсю – тренировка, упражнение, учёба, практика.

Рю – школа, поток, течение.

С

Сабаки – термин сабаки используется как общее понятие для всех форм перемещения.

Санкё-осаэ – 3-й контроль удержания. Скручивание запястья.

Санкё-нагэ – бросковый вариант санкё.

Сёдан – начальная ступень.. 1-й дан.

Сёмэн – “верхняя часть маски”. Фасад, фронт, лицевая часть чего-либо.

Сёмэн (другое написание) – “лицевая сторона письма”. Название свитка с каллиграфией, который обычно расположен у камидза – алтарной части додзё.

Сёмэн-учи – фронтальный рубящий удар. Как правило выполняется с шагом вперёд.

Сёмэн-цуки – прямой удар кулаком в верхнюю часть туловища, головы.

Сидоин – инструктор, руководитель, наставник. Обычно присваивается от 3-го до 5-го дана.

Сикко – техника передвижения на коленях.

Симодза – нижнее место. Сторона додзё, расположенная напротив камидза.

Симосэки – правая сторона от камидза. У неё сидят ученики низших рангов.

Сихо – 4 направления.

Сихо-гири – рубить на 4-ре стороны. Базовое упражнение в Айкидо.

Сихо-нагэ – бросок на четыре стороны – одна из основных бросковых техник Айкидо. Внешнее вращение руки.

Сихан – старший преподаватель в пределах школы (обычно присваивается с 5-го дана).

Сокумэн – бок, сторона, профиль, боковой. В Айкидо используется как уход с линии атаки.

Сото – внешний, наружний, во вне.

Сото-кайтэн-нагэ – бросок наружним вращением.

Сотай-доса – парные упражнения.

Субури – основные одиночные упражнения с мечём или дзё.

Субури-то – деревянная копия меча для исполнения субури. Обычно более толстый и тяжёлый, нежели боккэн.

Сувари-вадза – техника исполнения приёмов, когда оба партнёра сидят на коленях.

Сувару – сидеть, садиться.

Суваттэ – команда: сесть!

Сэйдза – традиционная японская манера сидеть. Сидят на коленях, большие пальцы ног скрещены сзади. Спина прямая. Голову держат прямо. Полное расслабление, позволяющее потоку энергии, текущему с неба в центр Земли, проходить через центр головы в мозг и в хара.

Сэмпай – старший ученик.

Сэнсэй – учитель.

Т

Таби – традиционные Японские носки с вырезом для большого пальца.

Тай-но-хэнко – “изменение (перемена) позиции тела относительно чего-либо (отработка базовых элементов). Название вариаций изменения тела относительно четырёх сторон света.

Тайхо-вадза – техника “конвоирования, ареста” противника.

Тандэн – “живот, брюшная полость”. Одно из названий центров, собирающих воедино духовную и физическую энергию человека.

Тандоку-доса – одиночные упражнения.

Танто – “короткий меч”. Кинжал, нож.

Тати-вадза – техника исполнения приёмов, когда оба партнёра стоят.

Тати-рэй – приветствие стоя.

Таттэ – команда: встать!

Тобу-нагэ – бросок за голову.

Тори (Наге) – тот, кто выполняет технику; активная сторона; побеждающий в учебной схватке.

Тори (дори) – захват.

Тэ – рука.

Тэгатана – меч-рука. В основе Айки – лезвие ладони. Использование “руки-меча” основано Фудзивара Тэйдзюм в Х веке. Большинство техник Айкидо базируются на движениях меча.

Тэнкай – вращение, поворот.

Тэнти-нагэ – бросок небо-земля.

Тю – центр, середина, средний, центральный.

Тюдан – средний уровень.

У

Удэ – рука – от плеча до запястья.

Удэ-кими-нагэ – бросок с использованием фиксированного контроля сустава руки (локтя).

Удэ-осаэ – контроль; удержание руки. Одно из названий иккё.

Укэ – атакующий; тот, кто осуществляет предписанный наставником или свободно избранный вариант атакующих действий.

Укэми – “принимать телом”. Раздел в Айкидо изучающий искусство безопасного падения (страховки) когда проводят приём; а также способ восстановления равновесия, когда его нарушают атакой или контратакой.

Ундо (доса) – движение, упражнение, перемещение.

Ура – обратный, оборотный, задний.

Ура-ёкомэн-ути – обратный боковой рубящий удар.

Усиро – сзади, задний, назад, позади.

Усиро-кататэ-дори – захват сзади за запястье.

Усиро-кататэ-дори-куби-симэ – удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья).

Усиро-ката-дори – захват сзади за плечо одной рукой.

Усиро-рёката-дори – захват за два плеча сзади.

Усиро-рётэ-дори – захват сзади двумя руками за две руки.

Усиро-уватэ-дори – обхват сзади на уровне груди с замком рук (поверх рук партнёра).

Усиро-укэми – страховка назад, а также все виды падений назад.

Усиро-эри-дори – захват сзади за воротник.

Усиро-эри-дори-мэн-ути – захват сзади за воротник с рубящим ударом по голове.

Ф

Фунэ-коги-ундо (амэ-но-тори-фунэ) – “гребля на лодке”. Выполняется в трёх разных ритмах с какэ-гоэ (криками сопровождения).

Х

Хадзимэ (додзо; хай-додзо) – команда: Начали!

Хай – да, понял, хорошо.

Хай-додзо – “да, пожайлуста”. Просьба продемонстрировать исполненную (показанную) технику к ученикам.

Хакама – широкие юбка-штаны самурая. В Айкидо ношение хакама разрешается обычно тем, кто получил сёдан и выше. Символизирует связь Айкидо с Будо и традициями самураев.

Ханми-но-камаэ – позиция вполоборота. На 45° . Базовая стойка Айкидо.

Ханми-хандати-вадза – техника исполнения приёмов, когда атакующий стоит, а обороняющийся сидит на коленях.

Хантэн – переворачиваться, поворачивать обратно. Движение похожее на ирими-тэнкан. Основано на проходе под ударом.

Хаара – “живот, душа, тайные мысли, намерения”. Жизненный центр духовной и физической энергии человека. Местонахождение жизненной энергии. Японцы говорят: – “Нингэн бандзи хара до- каждый берёт своё начало из хара”.

Хидари – левый.

Хидари-ханми – левосторонняя стойка.

Хидза – колено.

Хидзи (эмпи) – локоть.

Хидзи-дори – зазват за локоть. Название броска использющего блок локтя.

Хидзи-кимэ-осаэ – удержание фиксированным воздействием на локоть.

Хирики-но-ёсэй-хо – подготовительные упражнения для выработки правильного положения локтя и культивации локтевой силы, а также нейтрализации силы захвата противника.

Хомбу-додзё – обычно подразумевает штаб-квартиру Международной федерации Айкидо; центральный зал Айкидо, расположен в г. Токио.

Ц

Цуба – гарда меча (служит для защиты руки).

Цуги-аси – приставной шаг.

Цуки – Удар или толчок

Э

Эри – воротник, отворот.

Эри-дори – захват за воротник.

Ю

Юби – палец.

Юданся – обладатель чёрного пояса, ступени мастерства.

Я

Ямэ – Стоп! Прекратить! Закончить!


Написать сообщение