Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/aikid/aikid.ru/docs/libraries/cms/application/cms.php on line 460
В действительности ли О-Сэнсэй считается создателем боевого искусства айкидо

Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/aikid/aikid.ru/docs/components/com_k2/models/item.php on line 881

В действительности ли О-Сэнсэй считается создателем боевого искусства айкидо

Занимаясь профессиональной практикой, и разными исследованием в сфере айкидо массу времени, я начал приходить к мнению, которое шло вразрез с классическим, а также утверждениями массы сиханов, заявлявших, что они в течение весьма продолжительного времени обучались у создателя айкидо, Морихэя Уэсибы. Я был на различных семинарах, которые проводились профессиональными японскими учителями в Америке, а также совершил множество поездок в страну восходящего солнца, где встречался и проходил тренировки с различными, популярными бойцами. Моя теория заключается в том, что это боевое искусство, не является искусством как таковым, которому обучал великий О-Сэнсэй. Оно является массой разнообразных форм, которые созданы главными учениками создателя, которые учились у него в течение весьма небольших временных периодов. Это может объяснить серьезные расхождения между стилизацией, сравнительно малое число преподаваемой техники и минимум религиозных аспектов, подобных Омото, в современной форме этого искусства. Это не является критикой нынешних форм, а считается в большей степени наблюдением, которое основывается на исторических исследованиях, которое идет вразрез с классическими взглядами. Когда в конце 1977 года я на долгое время переехал в страну восходящего солнца, я принял решение обучаться в Иваме у мастера Морихиро Сайто. В итоге, к стилю, который практиковался в Иваме, меня завлек жесткий и четкий акцент в боевой технике, а также то, что обучающая программа содержала в себе «айки кэн» и «айки дзё». Я знаю, что приближенность Храма Айки и тот момент, что тренировки происходили в личном додже О-Сэнсэя, также являлись факторами, которые способствовали моему выбору. Также необходимо заметить, что я не считал технику Сэнсэя четким продолжением боевого искусства создателя, а скорее принимал его в качестве мастера в собственных правах. Я причислял Сайто Сэнсэя к одной категории с Коити Тохэем, Сёдзи Нисио, Сэйго Ямагути и иными профессиональными учителями, которые обладали высочайшим профессионализмом, и которые создали собственным уникальные по техническому отношению стили, которые в начале хоть и были вдохновением для Морихэем Уэсибой, в будущем начали развиваться в разных направленностях.

Я отлично помню, что хотя мой японский язык в те времена был весьма ограниченным, я все-таки смог высказать Сайто Сэнсэю собственные мысли относительно этого, и собственные сомнения относительно его утверждений, что его айкидо было аналогичным, как и айкидо создателя. Мои рассуждения были основаны на тех фактах, что техника Сайто Сэнсэя с внешней точки зрения весьма серьезно отличалось от айкидо создателя, которое я видел в кинофильмах. Немного пораженный моим скептическим отношением, и странной наглостью, Сэнсэй быстро разъяснил мне, что меня сбивают с толку те моменты, что преимущественное число публичных демонстраций создателя очень сильно отличаются от того, что он показывал в додже в Иваме. Сайто Сэнсэй заявлял, что видит собственные обязанности в том, дабы в точности передать айкидо создателя, и что у него нет намерений для создания «Сайто-рю айкидо». Как ни пытался он меня переубедить, я все продолжал претерпевать серьезные сомнения относительно этого, хотя меня все время восхищали его технические профессиональные навыки. Как-то раз, приблизительно спустя 2 года после моего приезда в Японию, я был удостоен чести брать интервью у самого Дзэндзабуро Акадзавы. Господин Акадзава показал мне технические руководства, которые назывались «Будо», опубликованные в 1938 году, которые я никогда ранее не мог видеть. В них было около 50-ти техник, которые демонстрировались самим создателем. Неторопливо переворачивая странички, я к собственному удивлению смог обнаружить, что исполнение определенных классических техник, например, «иккё», «ириминагэ» и «сихонагэ», было почти аналогично тому, чему я обучался в Иваме у Сайто Сэнсэя. В одной из книг был показан сам Морихэй, который демонстрировал то, что я по сей день называю техникой стиля «Ивама». Господин Акадзава любезно дал мне книгу, и я поторопился показать ее Сайто Сэнсэю. Я всегда буду помнить, как позвонил в дверь Сэнсэя, дабы поделиться с ним собственным уникальным открытием. К своему удивлению он никогда раньше не слышал об этом издании. Он надел очки для прочтения, и начал пролистывать руководство, его глаза с предельной внимательностью изучали серию изображений. Я стал чувствовать себя обязанным в извинении перед ним за то, что допустил сомнению его заявления о том, что он старается приложить любые усилия для того, чтобы сохранить технику стиля О-Сэнсэя в классическом типе. Сайто Сэнсэй посмеялся и с большим удовольствием сказал! Вот видишь, я был прав!» С того времени Сайто Сэнсэй всегда посещал собственные семинары по айкидо с «Будо», которой пользовался для доказательств того, что любая техника считается техникой создателя.

Конечно же, мне пришлось признаться, что есть, хотя бы один тренер, который распространял это боевое искусство в соответствии с уникальными техниками создателя. Но опровергло ли это мою личную теорию относительно того, что стили айкидо, которые широко применяются сегодня, с технической и философской стороны имеют немного общего с искусством создателя. Я предлагаю рассмотреть следующее. Если вы посетите додже любого профессионального тренера, то сможете обнаружить, что передвижения его учеников очень схожи с его движениями, что предельно ясно, они были бы неграмотными учениками, если бы не следовали движениям собственного учителя. На показательных выступлениях, в которых принимали участие представители разных додже, как правило, можно увидеть учеников определенного учителя. Почему же в этой ситуации есть такие серьезные отличия между стилями, если все сиханы обучались непосредственно у создателя? Многие утверждают, что айкидо создателя с течением времени сильно изменяется, что может объяснять отличия в боевых техниках его учеников, которые учились у него в различные временные периоды. Многие считают, что создатель для разных учеников преподавал разные стили, относительно их особенности, и методик. Я никогда не полагал, что это аргументирование в особенности убедительное. По факту, когда далеко в прошлом, я увидел старый кинофильм Асахи Ньюс 1935 года, я поразился тем, насколько «современным» являлось искусство создателя даже на ранних стадиях собственного развития. Я даже больше скажу, создатель, как правило, обучал коллективы учеников, а не конкретных учеников, а этот факт мог только опровергать теории относительно того, что он мог адаптировать обучение под требования конкретных учеников. Я полагаю, что есть абсолютно другое объяснение этому существенному отличию в стилях. Я считаю, что основной причиной является то, что далеко не каждый ученик О-Сэнсэя обучались у него в течение определенного временного периода. Если только исключить Ёитиро (Хокэна) Иноуэ, который был племянником Уэсибы, Годзо Сиоды, создателя Ёсинкан Айкидо, и Цутому Юкавы, довоенные утидэси О-Сэнсэя учились у него не более 6-ти лет. Разумеется, этого периода хватало, чтобы стать профессионалом в боевом искусстве, но не хватало для овладения обширными техническими арсеналами «айки будо» со всеми его техническими особенностями. Преимущественное число из этих серьезно настроенных молодых людей, которые записались в додже создатели в качестве утидэси, были вынуждены заблаговременно прекращать обучение боевому искусству и уходить на службу в армию. Кроме того, далеко не каждый из этих ребят, ранних утидэси смогли возобновить собственную тренировочную практику после военных действий. Аналогичное относится и к послевоенному периоду. Среди тех, кто начинал тренироваться в это время, такие популярные бойцы, как «Садатэру Арикава», «Хироси Тада», «Сэйго Ямагути», «Сёдзи Нисио», «Нобуёси Тамура», «Ясуо Кобаяси». Немного позже начинали тренироваться «Ёсимицу Ямада», «Мицунари Канай», «Сэйити Сугано», «Кадзуо Тиба», «Мицуги Саотомэ». «Сигэнобу Окумура», «Коити Тохэй» и «Кисабуро Осава» являли собой оригинальный коллектив, поскольку они не очень долго занимались до военных действий, а смогли достичь мастерской степени уже после войны. Никто из этих тренеров не обучался у самого О-Сэнсэя весьма продолжительный период времени. Это мнение может показаться странным, но лучше обратиться к фактам истории.

До наступления военных действий Морихэй Уэсиба применял в виде собственной базы Кобукан Додже в столице Японии, но также часто приезжал и район под названием Кансай. По факту, он даже некоторое время имел свой дом в Осаке. Со временем мне стало понятно из свидетельства давних учеников О-Сэнсэя, что создатель много путешествовал и проводил, по всей вероятности, 1 или 2 недели в месяц вне своего додже. Не стоит забывать и о том, что ранним утидэси приходилось, быть тренерами в результате нарастающей популярности боевого искусства и серьезной деятельности спонсируемого Омото Будо Сэнъёкай, которое возглавлял Уэсибой. Эти ученики тренировались относительно небольшой временной период, видели создателя только изредка ввиду его частых поездок, да и сами не часто могли находиться вдалеке от главного офиса, выполняя функцию преподавателя. Во время военных действий, и послевоенное время О-Сэнсэй прятался в Иваме. И только, в начале 1950-х годов он смог возобновить собственные поездки в столицу Японии, и в район Кансай. К концу 1950-х годов его поездки стали чаще, и, похоже, никто никогда не мог знать наверняка, где он будет находиться в определенное время. Он мог разделять собственное время между Ивамой, столицей и излюбленными местами в Кансае, среди которых Осака, Камэока, Аябэ, Танабэ и Сингу. Он посещал также Кансю Сунадомари на дальнем Кюсю. Я припоминаю, что Митио Хикицути Сэнсэй как-то говорил, что О-Сэнсэй в послевоенные годы посещал Сингу более 60-ти раз. Принимая во внимание, что это имеет отношение ко времени в 12-15 лет, то мы можем видеть, что создатель приезжал в Кансай в среднем 6 раз ежегодно. Внимательные читатели, разумеется, поймут, к чему я все это. В послевоенные годы О-Сэнсэй не тренировал в столице часто, даже во время, когда он выходил на татами, то часто растрачивал преимущественную часть собственного времени на лекции на тему эзотерики. Главными учителями в Хомбу в годы после войны являлись Коити Тохэй Сэнсэй и Досю Киссёмару Уэсиба. Их ассистентами были Окумура, Осава, Арикава, Тада, Тамура и представители современного поколения утидэси, описанные выше. Я желаю, чтобы меня понимали должным образом. Я рассуждаю том, что Морихэй Уэсиба не являлся основополагающей фигурой в Хомбу Додзё, который преподавал каждый день. Великий О-Сэнсэй появлялся там, через неопределенные отрезки времени, и, как правило, его наставления могли сводиться к обсуждению вопросов философского направления. За технику и становление этого боевого искусства в рамках непосредственно системы Айкикай Хомбу отвечали в основном Тохэй и Киссёмару Уэсиба. Как и до военных лет, более старые утидэси преподавали вне Додже, в профессиональных школах и институтах, после весьма небольшого периода тренировки. Также для этого времени была характерна своеобразная инфляция по данам, многие из профессиональных учителей получали свой очередной дан в расчете дан за годовой период. Во многих ситуациях, они также могли перескакивать через даны, но это уже другая история!

Всё вышеописанное может означать только одно, что классическое мнение о том, что послевоенное становление айкидо имело место под четким руководством создателя, ошибку. Небольшая доля заслуги в этом отводиться Тохэю и полноценному Досю. Это в некотором роде значит, что годы после войны Морихэй Уэсиба не осуществлял серьезное преподавание боевому искусству и не занимался административным занятием. Он уже весьма продолжительное время находился в заслуженном отдыхе, и был сосредоточен на собственных тренировках, душевном равновесии, путешествиях и социальной деятельности. Также не стоит забывать, что, невзирая на собственный классический образ мягкого и добродушного старичка, О-Сэнсэй имел пронзительный взгляд и обладал очень решительным темпераментом. Его присутствие в Хомбу Додже не всегда могло вызвать эмоции энтузиазма, в результате его противных комментариев и частых всплесков гнева.

Обо всем вышеописанном, могут свидетельствовать разные очевидцы. Когда-то я мог только намекать на определенные вещи, но только в зрелом возрасте смог почувствовать себя в достаточной уверенности, чтобы говорить об этом в открытом виде. Все потому что у меня есть масса разных доказательств, которые я собрал из различных достоверных источников, приближенных к создателю. Я имею права заявлять, что эти комментарии непосредственно могут помочь занимающимся в их обучении, или приблизить их к поставленной цели, но я искренним образом надеюсь, что правда, которая присутствует в этом моменте, может дать людям, углубленное понимание, на основе которого они могут вынести собственные рассуждения. Я также претерпевают надежду на то, что главной фигуре Коити Тохэя, роль которой в последнее время была занижена, или просто игнорировалась, будут отданы должные почести.


Написать сообщение